Суббота
04.05.2024
01:44
Форма входу
Категорії розділу
Мої статті [178]
Пошук
Календар




Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всего ответов: 29
Друзі сайту
Церква.info: Офіційний веб-сайт УПЦ Київського Патріархату

український каталог
Фотографія 1
<"Свято-Покровський чоловічий монастир
Житомирсткої єпархії УПЦ КП
Попільнянський район с.Білки ">
Lemky.com
ХРАМ УСПІННЯ ПРЕСВЯТОЇ БОГОРОДИЦІ(Чернівці) Київська православна богословська академія


+Братство;)

Пластовий портал

Братство св. вмч. Варвари

Одигитрия

Миколай про тебе не забуде


Статистика
ПОДІЛИТИСЯ

Свято-Вознесенська парафія УПЦ КП Донецька єп. м.Дружківка

Каталог статей

Головна » Статті » Мої статті

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ
НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ Очень часто мы слышим от своих оппонентов, такие реплики, что если бы Христа повесили, то христиане носили на груди виселицу.
Прежде чем приступить к разборке данного вопроса, обратимся к Забуру (Пслтыри) пророка Дауда (царя Давида - псалмопевца), псалому 21. И увидим, что Крестная Смерть Христа была предсказана за несколько веков до этого Собития, а именно:
Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:

9"он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему".

17Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.

18Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
19делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.

Теперь вернемся к самой теме статьи.
так - зачем христианам - нательный крест????

Крест нательный – видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты.

Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: "Крест – хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва".

Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного христианина. Это делается также в напоминание, что Крест Христов – оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!

Он – свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься. Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих). К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п.
Существуют канонические формы крестов – четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его» .

Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно. Крест не должен сниматься, в т.ч. во время мытья и спортивных занятий. Миряне носят нательный (на теле) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ.

В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже – и священники. Священнический нагрудный крест называется наперсным («перси» по-церковнославянски значит «грудь»). Наряду с наперсным, священники носят и нательный крестик.
Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами.

При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.

Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.
С нательным крестиком связано множество суеверий: потерял крестик – случится беда; потерянный кем-то крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подобное. Все они не имеют под собой никаких оснований: можно купить новый крестик, носить подаренный или найденный, освятив его в храме. Те крестики, что продаются в храме, освящаются специальным чином. А сейчас, думаю, имеет смысл немного рассказать о происхождении и символике нательного креста.

В первые века христианства крест не носили. Носили медальоны, с изображением Закланного Агнца, или Распятия.
Обычай носить кресты появился около 4-го века. Св. Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на просвещенных Святым Крещением младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».
Кресты носили как на теле (под одеждой), так и сверху одежды.

Древнейшие кресты были монолитными каменными и металлическими. Носились они на шнурке, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста.
Металлические тельники отливались из серебра или бронзы или вырезались из металлической пластины либо монеты. Иногда крест покрывали несложным геометрическим или растительным орнаментом. Обычно кресты повторяли форму крестов греческого, реже — скандинавского происхождения.

Использование растительной символики в орнаменте крестов указывает на Древо Жизни, утерянное в Эдеме первым Адамом и возвращенное Адамом Новым — Христом.
На крестах XI–XIII веков Христос Распятый почти не изображался, в это время на крестах мы видим изображения Христа… восседающего на троне. Да, именно так. Не Распятый Христос, а Сидящий на троне Христос, просто вписанный в знак креста.

Крест все более усложняется, и его формы развиваются, особенно в XIV–XVII веках, причем интересно, что это происходит преимущественно на Руси, где каждому христианину при Крещении давался крест (в Греции такого обычая не было). В это время в форме нательного креста появляется подобие корабля, якоря, дерева, растения; кресты обильно украшаются иконами, евангельскими сюжетами, другими христианскими символами.

Но распятый Спаситель все же встречается на крестах древнего времени, хоть и редко.
Интересно, что привычный нам крест, на котором изображен почивший Спаситель, имеет большое догматическое (то есть, вероучительное и богословское) значение.
Дело в том, что в V–VII веках Церковь вела догматическую борьбу с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сторона Богочеловечества Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.
Поэтому на Христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия Христа во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м Правиле Трулльского Собора. В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается умершим на Кресте. Глава склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» – Ин. 19, 30). Тело Спасителя — прямое или слегка изогнутое, руки – в горизонтальном положении, открытые ладони пробиты гвоздями, ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и в древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям.
Крестчатый нимб с греческой надписью оон, что значит по-гречески Сущий, подтверждает догмат о Божественной сущности Иисуса и говорит о Крестной Жертве Господа ради спасения мира.

Римо-католическая Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях VIII–X веков Христос изображался живым, часто в царском облачении и короне.
В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем, голова увенчана терновым венцом.
Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном — торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную. Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными Искупительными Страстями Христа.
Изображения Спасителя Распятого, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в XVIII–XX веках, когда Православная Церковь испытывала большое влияние римской культуры и веры. Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, зодчеством, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку «с надписью вины Его» (Мк. 15:26), установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с VII по XVI век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей — Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе (в форме INRI: Rex — Царь), а затем, с XII века, и в русских памятниках.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие креста. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.
Самое первое значение подножия — безусловно, поддерживать тело человека, распятого на кресте.
Многие исследователи считают, что кроме этого, утилитарного, значения подножие имеет важный символический смысл. Согласно византийскому церемониалу, подножие подчеркивает величие и благородство изображаемого лица. Поэтому на древних крестах подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.
Постепенно, начиная с X века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в дощечку. В русских крестах в XV–XVII веках оно начинает изображаться скошенным, правым концом вверх, левым – вниз.
Появляется и толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой — просил: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на благоразумного разбойника (справа от Христа, поэтому вверх направлена правая сторона подножия креста), концом вниз — на разбойника, хулящего Господа.

Два слова о дополнительных изображениях на нательных крестах:
Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель, над головой Его может быть табличка с буквами (I.Н.Ц.И.). Под ногами Богочеловека — подножие (прямое или скошенное).
Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего спасения и источник (в некотором смысле) нашей веры, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить и иными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.
Мы укажем на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дадим их краткое истолкование.

Рядом со Крестом изображаются копие и трость — орудия Страстей Христовых. Иногда рядом со Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа. Иногда трость изображается с отростками, как бы процветшей. Это делается в согласии с Евангелием от Иоанна (19, 29), где говорится, что губка была наложена не на обычную трость, но на иссоп, растение, употреблявшееся как кропило (им во время обрядов очищения священники окропляли евреев жертвенной кровью: «…окропиши мя иссопом и очищуся...»)
Часто у Христа на Распятии пронзен бок. Рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.
В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.
Иногда за Крестом Христовым видна стена или строение. Это стена Иерусалимская. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве. По правую и по левую сторону Креста могут стоять: Матерь Божия, апостол Иоанн Богослов, кто-нибудь из жен-мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные Апостолы Петр и Павел, святые и вселенские учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа над смертью, внесенной в мир первым Адамом.
На некоторых древних (преимущественно византийских) крестах под Распятием мог изображаться поверженный сатана в виде дракона или просто пасть дракона. Иногда на крестах внизу изображается восставший из гроба Адам, иногда — Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие во ад. Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.
Существуют кресты, на оборотной стороне которых изображаются Двунадесятые праздники. Оборотная сторона вообще дает творческий простор для иконописца.

Надписи на Распятиях

Целым направлением иконографии Креста можно считать изучение помещавшихся на крестах надписей.
Приведем некоторые из наиболее часто встречающихся полных надписей:

Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим.
Величай, душе моя Пречестный Крест Господень.
Да воскреснет Бог и расточатся врази Его... [с большим или меньшим количеством текста].
Крест хранитель всея вселенныя, крест красота Церкви, крест царей держава, крест верным утверждение, крест ангелов слава, крест демонов язва.
Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
Спаси и помилуй.

Иногда встречаются цитаты из Нового Завета.
Понятно, что длинные надписи очень сложно уместить на крохотном крестике (особенно нательном), поэтому знаки препинания соблюдаются не всегда.
В Греции возникает традиция обозначать слова или даже целые фразы начальными буквами слов.
Так, в Греции чрезвычайно популярной была надпись, переводимая как: «место лобное раем стало». Отсюда переносится и в русскую традицию как М. Л. Р. Б. («место лобное рай бысть»).
Категорія: Мої статті | Додав: юзя (04.11.2013)
Переглядів: 1691 | Коментарі: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Имя *:
Email *:
Код *: